Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Когда низы не хотят

О чем статья: Способы снижения сопротивления сотрудников при внедрении корпоративных преобразований: мягкая профилактика или жесткое столкновение интересов.

 

Автор:

КОЛНИН СЕРГЕЙ Генеральный Директор и Партнер компании «БизнесОбучение» (www.hrd.ru), бизнес-тренер, бизнес-консультант; имеет за плечами 14-летний опыт высшего руководства в фармацевтических и оптических компаниях.

 

Внедряя преобразования в организации, каждый руководитель неизбежно сталкивается с разнообразными формами сопротивления персонала: от тихого ворчания до саботажа. А в отдельных случаях, часто спровоцированных неумелыми действиями самого руководителя, в форме открытого неповиновения.

Но без преобразований нельзя! Мы живем в постоянно изменяющемся мире. “Постоянны только перемены”, - так сказал Гераклит еще в далеком 5 веке до нашей эры. Сейчас скорость перемен достигла невиданных величин. И любая компания, чтобы оставаться в рынке, должна быстро менять технологии, процессы, подходы. Внедрение изменений - один из важнейших навыков современного руководителя.

С другой стороны, люди по своей биологической природе стремятся к стабильности. Цитируя классика: "Привычка свыше нам дана, замена счастию она". А перемены – это всегда неопределенность, которая воспринимается как угроза. В ответ на эту неопределенность-угрозу большинство сотрудников занимает негативную позицию по отношению к нововведениям. Как писал уже другой классик: “низы не хотят”.

 

Многочисленные исследования показывают, что именно сопротивление сотрудников является основной причиной неудач в процессе внедрения масштабных изменений.

Наиболее часто встречающаяся ошибка руководителей – полная концентрация на проработке технических и технологических аспектов при игнорировании вопросов работы с персоналом.

Гораздо более правильная стратегия – заблаговременная разработка комплекса мер по снижению сопротивления сотрудников. Чем раньше вы начнете эту работу, тем лучше. Человеческое мышление довольно инертно, и нужно время для того, чтобы его изменить. 

Какие это должны быть меры? Разберем по шагам:

 

Шаг 1: Продайте изменения сотрудникам

Ну, прежде всего, людям необходимо показать наличие реальной проблемы, которая возникнет, если отказаться от планов развития. Тут уж надо постараться и увязать эту будущую проблему с чем-то значимым для сотрудников (например, стабильность рабочих мест и их дохода). И когда вы их уже достаточно “напугаете”, презентуйте свою идею изменений.

 

Шаг 2: Начните дискуссию, стимулируйте возражения, выявите опасения

Не будьте категоричными – оставьте место для диалога. Очень важно на этом этапе стимулировать их возражения, дать им высказаться. А какова будет их роль после изменений? Не потеряют ли они в статусе? Сохранятся ли их рабочие места?... – Есть много вопросов, на которые лучше ответить вам самому. Иначе в курилке додумают в самом черном свете.

 

Шаг 3: Структурируйте опасения и развейте их.

Все опасения надо открыто записать и структурировать их. После чего опасения необходимо развеять – т.е. по каждому из них аргументированно показать или его ничтожность, или комплекс действий, которые нивелируют потенциальный вред.

Если остались такие опасения, развеять которые не удается, то, возможно, это признак того, что вы не все учли. Поблагодарите сотрудников, которые их высказали, признайте, что под этим углом вы еще не рассматривали проблему и возьмите тайм-аут.

 

Шаг 4: Вовлеките персонал в разработку планов

Когда все опасения развеяны, ваша задача включить персонал в процесс формулировки целей и планирования. Не давайте готового окончательного решения - дайте им почувствовать себя соавторами. Помните, что люди с гораздо большим энтузиазмом делают то, что сами запланировали, чем то, что им навязали.  На выходе вы должны получить разработанный совместно четкий план.

Итак, план разработан совместно с сотрудниками. Они стали соавторами плана. Назначены ответственные и определены сроки. Используя такие компетенции руководителя, как делегирование и контроль, вы в итоге добьетесь результата.

 

- Это  сколько же времени надо потратить?! – скептически скажет кто-то.

Вы больше времени потратите потом на борьбу с сопротивлением. Лучше нивелировать сопротивление в самом начале, чем потом мужественно его преодолевать.

 

- Бывает, что какой-то сотрудник все-равно будет сопротивляться и негативно настраивать других!

Бывает. Поговорите с ним отдельно. Пообщайтесь, выслушайте его. Поймите его картину мира. Попробуйте ее скорректировать. Убедите в выгодах, которые принесут вводимые перемены. Если не помогает, отправьте его в краткий отпуск (это может помочь ему переосмыслить ситуацию). Нет положительного эффекта – увольняйте.

 

На тренинге "Ключевые компетенции руководителя" я разбираю кейс из собственной реальной практики: при внедрении технологии адресного хранения на складе руководство складского комплекса столкнулось с серьезным сопротивлением. Насколько неожиданным это было для руководителей, какие химеры рождались в головах персонала, с которым не провели необходимую работу! И как использование технологий работы с сопротивлением спасло ситуацию, которая уже было выходила из-под контроля.

 

Каждому руководителю, который стоит на пороге преобразований, советую знать золотые слова Макиавелли: "Нет ничего труднее, чем вводить новшества, ибо у каждого новшества есть вялые сторонники, которые не уверены, что станет лучше, и активные противники, которые убеждены, что им станет хуже" и помнить о необходимых превентивных мерах.


Сергей является автором и ведущим очень практичного и полезного тренинга "Ключевые компетенции руководителя". В этом вы можете убедиться, прочитав программу и увидев видео-отзывы о тренинге вот на этой странице

Новые отзывы и рекомендации

Позвоните нам и мы назначим разговор с консультантом об обучении ваших руководителей и специалистов

+7 (495) 649-86-16

 

Подписаться на рассылку

Полезные материалы от наших консультантов и тренеров об управлении, закупках, продажах и производстве

подписаться

 

Каждая программа уникальна!

По вашему заказу мы разработаем тренинг точно под ваши потребности и специфику бизнеса   сделать заявку