Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ловушки опытного руководителя. Надо ли учить ученого?

Существует весьма характерная проблема для многих российских компаний. Ее суть – недостаточная управленческая квалификация руководящего персонала. Но часто первые лица компании отрицают само существование этой проблемы: наши руководители имеют по 10-15 лет стажа, они прошли “огонь, воду и медные трубы”, чему их можно учить? Они и так все знают! Это глубокое заблуждение, которое может на длинном временном отрезке завести компанию в стратегический тупик.

 

Автор: Колнин Серегй, Генеральный Директор и Партнер компании «БизнесОбучение» (www.hrd.ru), бизнес-тренер, бизнес-консультант; имеет за плечами 14-летний опыт высшего руководства в фармацевтических и оптических компаниях.

 

 

Проблема

Итак, проблема в том, что сама проблема неочевидна

В успешной российской компании, которая выросла с самого низа и отвоевала себе место под солнцем, как правило, есть руководители, которые уже 10-15-20 лет у руля. Они начинали, когда еще весь персонал помещался за одним столом, прошли стадии роста компании, прошли кризисы. За все эти годы они набрались управленческого опыта, а в самом продукте компании они просто асы. Возникает справедливый вопрос о том, надо ли “учить ученого”. Усугубляет ситуацию и то, что большинство руководителей, находясь под тяжелым бременем ответственности и в постоянном цейтноте, больше других сопротивляются изменениям и учиться не хотят.

А, как говорится, непризнанная проблема – пуля в собственную спину.

 

Взгляд с другой стороны

 

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: рынок постоянно усложняется. Вспомните как легко решались проблемы лет 10 назад и насколько труднее стало сейчас.

Пример. В одной весьма уважаемой дистрибуторской компании девять лет назад было принято решение развиваться в регионах. Как будут построены процессы в региональном подразделении – никого этот вопрос по большому счету не интересовал: нашли в Самаре опытного человека из соответствующего бизнеса - он построит как надо! Так же в Ростове, Новосибирске, Омске, Санкт-Петербурге и других городах. Где находили “хорошего человека”, там и открывали. В итоге получили много “филиалов”. В каждом своя 1С, настроенная местными умельцами, заведенная по-своему номенклатура, свои процессы, свои правила, где-то оформили как филиал, где-то как ООО с учредителем – головной компанией. И это всех устраивало – главное, что есть отгрузки и наценка от 100%.

Но прошло время, наценки стали скромнее, персонал дефицитнее (а значит, дороже), законодательство строже (не пошалишь как раньше). А тут еще и западный партнер прозрачности захотел… И настало время экономии и финансового учета! А как учесть то, что в разных форматах заведено, живет по разным правилам с сотнями своих уникальных нюансов? И пришлось все приводить к одному знаменателю: и перерегистрировать компании, и IT-систему заменить, и основные бизнес-процессы прописать, и точки контроля поставить, и людей, которые не хотят жить по правилам, поменять, и инвентаризации провести (много кстати, чего любопытного всплыло)!

И когда уже в 2014 году решили открыть еще пару филиалов, то это уже была совсем другая задача, при решении которой все юридические и бухгалтерские нюансы выясняли. И карту памяти рисовали, и диаграмму Ганта строили, и должностные инструкции тщательно прописывали, и процессы регламентировали, и новый персонал в головном предприятии две недели учили.

 

кривая эффективности управлениякривая эффективности управленияРазница заметна. А чем больший срок взять, тем еще заметнее. Чем дальше, тем выше процент сложных и очень сложных задач в общем объеме, который решает руководитель. Следует также отметить, что не только сложность возрастает, но снижается повторяемость, возникают абсолютно новые проблемы и часто попытки их решать старыми способами заканчиваются печально.

А для чего, собственно, нужны профессиональные технологии и модели управления, выработанные бизнесменами и предпринимателями  всего  мира? Как раз для того, чтобы работать в ситуации, когда процент сложных задач превышает некий минимум. После этой незримой “волшебной” черты эффективность управленца, который “до всего дошел сам”, начинает стремительно падать (см. график).

Вспомните, как еще совсем недавно (лет 12-15 назад) западные теории казались такими вычурными и неоправданно сложными. Как говорил в 2003 году один мой хороший знакомый, директор успешного предприятия: «Все же просто – здравый смысл и воля к победе!» Быстро принимай решения и будешь успешен. Но рынок изменился и простых решений остается все меньше и меньше.

Когда наращенная естественным образом управленческая мощь оказывается малоэффективной перед реалиями ужесточившейся конкуренции – еще не поздно расстаться с иллюзиями.

График носит универсальный характер:эффективность во времениэффективность во времени

  • эффективность принятия оптимальных решений в зависимости от сложности проблемы;
  • эффективность использования рабочего времени в зависимости от напряженности рабочей загрузки (небольшая, средняя, интенсивная и очень интенсивная загрузка);
  • эффективность преодоления сопротивления персонала при внедрении новшеств;
  • эффективность делегирования  

и т.д.

Что дает правильное использование технологий управления? Практически ничего на том отрезке, когда “все просто”.

Но зато на более поздних этапах развития рынка выигрыш в эффективности все больше и больше.

 

Время, когда можно было с размаху рубить гордиевы узлы безвозвратно уходит! Пора обзаводиться дополнительными навыками, чтобы распутывать то, что рубить уже нельзя! А иногда удается и вовсе не развязывать, а использовать этот узел...  И это уже высший пилотаж!

Автор: Сергей Колнин

Сергей является автором и ведущим очень практичного и полезного тренинга "Ключевые компетенции руководителя". В этом вы можете убедиться, прочитав программу и увидев видео-отзывы о тренинге вот на этой странице

Хотите получать свежие публикации и новости нашей компании?

Подпишитесь на рассылку!

Новые отзывы и рекомендации

Позвоните нам и мы назначим разговор с консультантом об обучении ваших руководителей и специалистов

+7 (495) 649-86-16

 

Подписаться на рассылку

Полезные материалы от наших консультантов и тренеров об управлении, закупках, продажах и производстве

подписаться

 

Каждая программа уникальна!

По вашему заказу мы разработаем тренинг точно под ваши потребности и специфику бизнеса   сделать заявку