Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 "Совмещенная матрица ABC и XYZ анализов"

Сегодня я немного напишу об управлении товарными запасами с помощью АВС анализа. Конкретнее, о формировании страхового запаса для разных групп товаров с помощью совмещенной матрицы АВС- и XYZ-анализов. Этот раздел управления товарными запасами считаю незаслуженно обделенным вниманием.
Иногда закупки утверждают, что на предприятии страховые запасы формируют только для товаров с "продажным" индексом А, хотя это всего лишь сезонное увеличение товарных запасов; а иногда страховые запасы вообще не формируют, считая, что не стоит увеличивать суммы платежей поставщикам... И только единицы торговых предприятий тщательно следят за тем, чтобы не было "провалов" в наличии товаров и анализируют потери от тех "провалов", которые все-таки случаются. 
Я говорила и буду говорить о том, что любой раздел работы закупок необходимо изучать, анализировать и просчитывать со всех сторон, а не только с позиции "снижаем расходы".

В результате совмещенного АВС-XYZ анализа формируется матрица двойных индексов:

AX AY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ

Устанавливать одинаковый норматив страхового запаса для всех групп товаров нельзя, так как это верный путь к затариванию складов сверх нормы и постепенному «обрастанию» неликвидами.

Конкретные примеры формирования страхового товарного запаса для некоторых групп указанной матрицы:
1. товары AX – страховой запас не требуется: товары продаются стабильно, отклонения от среднестатистических показателей незначительны; если случаются "провалы" в наличии, то либо проконтролируйте менеджера, либо измените (увеличьте) нормативы.
2. товары BZ – страховой запас должен быть обязательно, так как товары имеют значительный вклад в сумму продаж или маржу, но сами продажи этих товаров нестабильны, поэтому есть риск в какой-то момент остаться с пустой полкой в магазине и, соответственно, упустить своего покупателя.
3. товары СХ – требуют стабильного товарного запаса, так как при небольшом вкладе в показатель продаж, эти товары все-таки постоянно и стабильно продаются, а если «звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». С группой "С" я вообще рекомендую быть аккуратными, так как это, обычно самая многочисленная группа SKU. 

Точные размеры (%, $, Руб.) страховых товарных запасов предприятие рассчитывает для себя самостоятельно, исходя из своей стратегии и тактики закупок. 

На базе этой же матрицы возможно прописать принцип расчетов заказа поставщикам.

 Кроме того, в процессе работы предприятия систематически проводится оценка текущего складского запаса. Здесь так же уместно применение предлагаемой матрицы. Для индексов, содержащих А и В + X и Y, эффективно работают точные нормативы. Для индексов, содержащих С и Z, полезны экспертные оценки эффективных сотрудников. 

Для одного из розничных предприятий с количеством SKU ~ 15 000 была составлена и проработана такая матрица. После запуска в работу рассчитанных нормативов товарного запаса и страхового запаса снижение доли неликвидов в общем объеме товарного запаса произошло в диапазоне с 51% до 9%. Эффект был достигнут за 4 месяца. Такой результат свидетельствовал о том, что менеджеры закупок предприятия являлись вполне грамотными специалистами, просто им не хватало свода правил работы с товарным запасом...

В следующей статье поделюсь теорией и практикой применения АВС в управлении поставщиками. Они тоже ранжируются , и это помогает выбирать эффективный путь взаимодействия с ними.

Спрашивайте, интересуйтесь, делитесь своим опытом.

Позвоните нам и мы назначим разговор с консультантом об обучении ваших руководителей и специалистов

+7 (495) 649-86-16

Подписаться на рассылку

Полезные материалы, статьи наших консультантов, кейсы, расписание мероприятий

Каждая программа уникальна!

По вашему заказу мы разработаем тренинг точно под ваши потребности и специфику бизнеса